Создаём архив с нуля. Советы начинающим архивистам
Статья будет полезна как начинающим архивистам, так и тем, кому руководство вменило в обязанность организацию работы архива компании.
Что такое архив
Законодательство определяет архив как организацию или её структурное подразделение, которое осуществляет приём, хранение, учёт и использование архивных документов (ст. 2 Закона об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь от 25.11.2011 № 323-З). В быту архивом обычно называют помещение, в котором хранятся документы. Правильнее называть его архивохранилищем.
Чего ждут от архивиста директор и коллеги
Для руководителя предприятия хороший архивист — это, работник, который оперативно принимает документы в архив от структурных подразделений и выдаёт дела по первому требованию. Ни большего, ни меньшего от вас не ждут. То, как вы будете учитывать документы в архиве, размещать дела на полках стеллажей, выделять их к уничтожению и др. — исключительно ваши функционал и зона ответственности.

Для того, чтобы вас ценили коллеги и руководство компании, старайтесь всё делать вовремя. Попросил бухгалтер забрать товарные отчёты — забирайте в тот же день. Юристам понадобился договор — выдайте сразу. Никогда сразу не говорите, что в архиве нет каких-либо документов. Отвечайте чётко и грамотно: «Я проверю. Если документы сдавались, обязательно выдам. Постараюсь как можно быстрее».

Архив компании — это обслуживающее структурное подразделение. Архивист не генерирует прибыль. Его задача — помогать тем, кто этим занимается.
Чего не стоит делать архивисту
Не превращайте архив в свалку. Главное — это учёт. Не забывайте об этом. Вы не сможете оперативно выдать коллегам запрошенные документы, если не будете иметь чёткого представления о том, на какой полке они находятся.

Не принимайте неоформленные дела. Как бы ни упрашивали коллеги забрать папки «как есть», не соглашайтесь. Каждое дело должно быть оформлено. Важно, чтобы это было сделано специалистом, который его сформировал. Никто лучше не представляет, какие документы он в него поместил. Обращайте внимание на заголовки дел. От того, насколько грамотно они составлены, во многом зависит их дальнейшая судьба. Прочтя заголовок, вы с первого раза должны понимать, из чего состоит дело. Сегодня бухгалтер, написавший на папке «Зарплата 2018», понимает, что в неё помещены лицевые счета по начислению заработной платы работникам за 2018 год. А через полгода ни вы, ни он не сможете с уверенностью утверждать, что табели учёта рабочего времени или положения о премировании нужно искать в другом деле.
Чем должен руководствоваться архивист
Вот основные нормативные правовые акты по нашей теме:

1. Закон об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь от 25.11.2011 № 323-З.

Ознакомьтесь обязательно. Знание Закона поможет избежать фатальных ошибок с самого начала работы в архиве. Особенно полезно это будет для архивистов частных предприятий, руководители которых зачастую считают документы исключительной собственностью компании и уверены в том, что могут поступать с ними по своему усмотрению. Вплоть до ритуального сжигания в мангале во время весеннего пикника. Знание Закона позволит убедить директора в обратном.

2. Правила работы архивов государственных органов и иных организаций (утверждены Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 143). Там найдёте всё, что надо. И даже немного больше. Даже если ваша компания основана на частном капитале, требования Правил распространяются на неё в той же степени, что и на государственные предприятия. На старте Правила помогут убедить руководство не размещать документы в неподходящих помещениях (подвалах, чердаках, гаражах и т. п.). Требования к условиям хранения там прописаны более чем подробно и доступно.

3. Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях (утверждена Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4). Инструкцию нужно не только изучить. Желательно разработать на её основе собственную. Во-первых, с регламентом, в котором учтены особенности бизнес-процессов вашей компании, будет проще работать. Во-вторых, мотивировать коллег правильно оформлять документы проще с помощью документа, который утверждён директором предприятия. Что им до инструкций Минюста? А вот директора фирм для наших клерков — это и есть та самая «власть на местах», которой они привыкли подчиняться.

4. Перечень типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, с указанием сроков хранения (утверждён Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24.05.2012 № 140). В нём найдёте информацию о том, как долго следует хранить те или иные документы.

С более подробным списком нормативных документов по архивному делу и делопроизводству можно ознакомиться на сайте archives.gov.by.
С чего начать организацию архива
Архивист обязательно должен знать состав документов архива и порядок их размещения в архивохранилище.

Перед тем, как начать расставлять документы на стеллажах, разделите их на четыре группы: документы постоянного хранения, по личному составу, временного (свыше 10 лет хранения) и временного (до 10 лет) хранения. Если на переданные в архив дела были составлены описи, это не займёт много времени. А вот в случае их отсутствия придётся повозиться.

Составляем описи дел. О том, как упорядочивать документы постоянного хранения и по личному составу, читайте в нашей статье Научно-техническая (архивная) обработка.

Дела временного хранения подлежат частичной обработке. Главное — наличие обложек с указанием названий отделов, в которых сформированы дела, делопроизводственных индексов, заголовков и крайних дат.

После составления и утверждения описей можно начинать раскладывать документы по полкам. Для начала пронумеруйте каждый стеллаж и каждую полку.

Дела, которые «поднимаются» редко, имеет смысл разместить на «неудобных» полках: повыше и подальше. А папки, которые запрашивают регулярно, лучше поставить в доступных местах.

Не забывайте про разные сроки хранения документов. Нельзя размещать на одной полке документы временного и постоянного хранения. Во-первых, это запрещено законодательством. Во-вторых, когда придёт время выделять дела к уничтожению, ваша «постоянка» будет защищена от случайной сдачи в макулатуру.

Заведите пофондово-топографический указатель, или сделайте в копиях описей отметки о местоположении дел. Просто обозначьте на каких полках они расставлены.

Если документов много, можно самостоятельно разработать форму описи, которая позволит быстро определять, где находится нужное дело. Такую опись удобнее вести в электронном виде. Например, в формате таблицы Excel.

Пример описи с фиксацией местоположения дел:
Такая форма описи применима только для внутреннего пользования. При передаче документов в государственный архив нужно будет оформлять опись в соответствии с законодательством. Но облегчить себе работу вам никто не запрещает.

Заведите журнал учёта выдачи дел во временное пользование. Выдавайте документы только под роспись. Для выдачи документов временного хранения (а их чаще всего и будут запрашивать) разработайте акт.

Пример:
Поддержание порядка в архиве
Поддерживайте порядок в архиве. Этот совет касается как учёта документов, так и элементарных требований гигиены. Не ленитесь расставлять по местам документы, которые вернулись из отделов после выдачи во временное пользование. Искать срочно понадобившуюся накладную в куче «возвратов» — не самое приятное занятие.

Отмечайте в журнале и актах не только факт выдачи дел, но и их возврат. Представьте, как глупо будет выглядеть сотрудник, который доказывает, что запрошенный документ был выдан месяц назад, а потом случайно обнаружит его в хранилище.

Обязательно организуйте систематическую уборку помещения архива. В рабочем кабинете влажную уборку следует проводить ежедневно. Даже относительно «свежие» документы имеют свойство скапливать пыль. А в ней нет ничего полезного. Среди бывалых архивистов даже есть поговорка: «Если архивист не чихает — значит, он умер».

Обеспыливание стеллажей, архивных коробок и папок рекомендуется проводить не реже одного раза в год. Это процесс трудоёмкий, но необходимый.

Следите за температурно-влажностным режимом в архивохранилище. Обзаведитесь специальными приборами и фиксируйте их показания в специальном журнале. Не допустив распространения плесени, насекомых и грызунов, вы обеспечите не только сохранность документов, но и защитите своё здоровье.


Успехов вам, коллеги!
Ваш Док-Консалт
Если остались вопросы, свяжитесь с нами любым удобным способом:

+375 29 150-90-39
info@docconsult.by
Facebook, Vkontakte
Напишите нам
Обязательно ответим на все ваши вопросы и предложения.
© ООО «Док-Консалт», 2019. УНП: 193146582
Made on
Tilda